Поющее сердце Заславского

Василий ЕЖОВ Да здравствует патефон!

Кто знает, если бы не братья Патэ, придумавшие устройство, названное в их честь патефоном, может быть, судьба Заславского сложилась бы иначе? В том далеком 1946-м, восьмилетний Фима уже жил и учился в Крыму, в деревушке, что в двенадцати километрах от Семи Колодезей. Сюда семья после войны вернулась из Казахстана, где находилась в эвакуации

Когда нам домой вместе с другими оставленными в эвакуации вещами принесли патефон, это стало для меня настоящим откровением и праздником,- рассказывает Ефим Борисович. — Что мы, дети войны, могли до этого слышать? А тут такой красивый оригинальный ящичек с пластинками, а на них — первые услышанные мною в жизни музыкальные произведения — голоса Михаила Александровича, Сергея Лемешева, песни неаполитанские, русские и украинские народные… Многие из них я, как «снял» тогда с голоса на слух, так и запомнил на всю жизнь. Уже много позже, когда учился в Харькове, один из преподавателей, любящий итальянские пенсии, предложил мне их исполнить, разложил ноты… А я взял и спел всё по памяти, чем его немало удивил.

Слава патефону и его создателям! Как вовремя пересеклись в этом мире классическая вокальная музыка, технически прогресс и судьба мальчишки, только начинающего осознанную жизнь! А так, стал бы Фима, например, квалифицированным токарем, талант к этому делу проявился позже, уже в Феодосии, куда Заславский переехал после седьмого класса. Жил здесь у знакомых на квартире и ходил на работу в МТС, был учеником токаря, одновременно учась в вечерней школе.

  -Контора находилась там, где сейчас музей Веры Мухиной. А рядом стояли трактора, комбайны, другая техника, которую надо было ремонтировать. Токарным искусством овладел за полгода, и мне начали доверять самостоятельную работу, оставляли в ночную смену. Но я, заступая на смену часов в пять, быстро справлялся со своим заданием и убегал на море, — смеется Ефим Борисович. — Потом работал токарем в четвертом цехе судостроительного завода «Море», тогда он назывался «Южная точка».

Кто знает, если бы не братья Патэ, пополнился бы передовой рабочий класс еще одним высококлассным специалистом с «золотыми» руками, но не услышали бы мы со сцены «золотой» голос Заславского — лирико­драматический тенор, пронизанный солнцем, напоенный всеми земными ароматами и согретый душою и сердцем Певца.

«Пел всегда, сколько себя помню…»

Мой собеседник говорит, что пел всегда, сколько себя помнит. Еще когда участвовал в заводской самодеятельности, ему посоветовали принять участие в конкурсе в Украинский театр в Симферополе, где объявили набор молодежи. Попробовал, прошел три отборочных тура, был принят. Но получилось так, что пока театр гастролировал, Заславский не стал дожидаться вызова и, чтобы получить начальное музыкальное образование, пошел учиться по разнарядке областного управления культуры на курсы хормейстеров-баянистов при Симферопольском музыкальном училище. Это ему посоветовали на заводе, мол, отучишься, вернешься и будешь подымать заводскую самодеятельность. В театре его потом хватились и очень сожалели, что планы у молодого человека поменялись. Но голос запомнили…

  -Уже когда стал учиться в музыкальном училище, один из педагогов присматривался, прислушивался, а потом спрашивает: «Где я уже мог Вас слышать?» А я отвечаю: «Так Вы ж меня на отборочном туре в Украинском театре прослушивали…»

После окончания Крымского училища культуры Заславский оканчивает Харьковский госуниверситет культуры по специальности «Хоровое дирижирование». С 1970-го начинает преподавать хоровые дисциплины в феодосийской музыкальной школе №1.Через год по приглашению командования Феодосийской военно-морской базы создает матросский хор и работает художественным руководителем Дома офицеров. С 1985-го по 1991 годы — директор дворца культуры «Бриз». В 1990-м организует камерный хор «Кантабиле», а через два года создает лекторий для школьников на базе картинной галереи. С 1992-го года работает во второй музыкальной школе, где открывает класс вокала, на тот момент — первый в Крыму. Многие его ученики продолжили учебу в средних и высших учебных заведениях Крыма, Украины и России. С 1994-го по 2011 годы Заславский — солист Крымгосфилармонии и художественней руководитель музыкального лектория.

Что посеешь — то пожнёшь…

Он уверен, что музыкальный слух заложен в каждом человеке, только надо уметь развить способности. Очень важно, какие «зерна» будут посеяны в душах учеников младших и средних классов. Это убеждение, наверное, главное, что стимулирует труд Заславского — педагога. Именно учащиеся младших и средних классов, а также студенты техникума были основными слушателями лекций-концертов филармонических сезонов музыкального лектория, созданного и руководимого Ефимом Борисовичем.

  -Находиться в храме искусств — картинной галерее и слушать классическую музыку со сцены, скрипку, виолончель, фортепиано, вокал — это мы в них вкладывали в течение семнадцати лет.

  -Мой собеседник говорит, что пел всегда, сколько себя помнит. Еще когда участвовал в заводской самодеятельности, ему был большим другом матросского хора и часто приезжал в Феодосию и даже жил в матросском кубрике на корабле, ему это надо было для создания песен. В моем репертуаре тоже есть несколько его произведений..

  -А в каком из феодосийских залов больше всего любите выступать?

  -Лучший зал по акустике — это выставочный зал картинной галереи, не тот, где сейчас проводятся концерты, а большой, закрытый сегодня на ремонт. Самые приятные воспоминания — от выступлений именно там.

Дом офицеров — тоже очень хорош для концертов. Все остальные залы — не в счёт.

Феодосии очень не хватает настоящего оборудованного концертного зала.   Живя и работая в одном городе, мы с Ефимом Борисовичем знакомы давно.  И я о нём многое знал до этой встречи, и он не раз давал интервью журналистам. Но чувствуется, что получасовая беседа немного взволновала его, заставила вновь пережить некоторые моменты жизни, приятные и не очень.

 — Только не слишком меня возносите. Не люблю я этого, — обращается он с просьбой. И я отлично понимаю его — профессионала, человека, постоянно находящегося в творческом поиске, для которого закулисное внимание к его личности, а тем более дежурная похвальба — дело пустое и всего лишь суета. А в соседнем помещении своего руководителя уже заждались на репетицию артисты хора «Кантабиле» — ещё одного любимого детища Заславского.