Ежегодно в память выдающейся певицы Надежды Андреевны Обуховой в Липецке проходит вокальный фестиваль, в котором принимают участие студенты и аспиранты ведущих консерваторий и музыкальных училищ России, Украины, Армении, солисты оперных театров. Так заведено, что участники не просто талантливые исполнители, а уже добившиеся значительных успехов: почти всегда состав вокалистов пестрит именами победителей различных международных фестивалей и конкурсов, жюри проводит тщательный отбор. А возглавляет его известная певица, Народная артистка СССР Маквала Касрашвили.
С недавних пор имя Надежды Обуховой стали носить еще два фестиваля. На этот раз феодосийских. Один фестиваль региональный, второй – международный. Основателем обоих из них является заслуженный артист Крыма Ефим Заславский.
Открытию фестивалей предшествовал целый ряд достаточно значимых для города событий: открылась литературно-музыкальная гостиная на том месте, где когда-то жила певица, проводя в Феодосии летние дни; вторая детская музыкальная школа стала проводить тематические концерты, на которых звучали вокальные произведения из репертуара Обуховой; появилась литература, в которой речь шла о феодосийском периоде жизни артистки Большого театра. Так, постепенно, дело шло к организации отдельного фестиваля.
В 2011 году во второй детской музыкальной школе стартовал первый региональный обуховский фестиваль, приуроченный к 125-летию певицы. Он собрал юных вокалистов Коктебеля, Приморского и само собой Феодосии. В том же году в сентябре состоялся международный конкурс имени Надежды Обуховой, вписавшийся теперь в календарь самых интересных традиционных культурных событий Феодосии. Региональному фестивалю пришлось немного подвинуться: с появлением старшего и более масштабного собрата его решили проводить раз в два года.
Шестого марта концертный зал школы-основательницы ярких обуховских концертов вновь зазвучал детскими голосами. Преподаватель Ефим Заславский, ученики которого берегут память о Надежде Обуховой, поделился с нами планами этих мероприятий.
– Ефим Борисович, чем отличаются оба фестиваля. Ведь не только временем проведения и местом дислокации (концерты конкурса проводятся в Доме офицеров флота) разнятся обуховские концерты, в которые вы вдохнули жизнь?
– Сначала был задуман один детский фестиваль, региональный. Он впервые прошел шестого марта, в день рождения певицы. Параллельно шла работа над созданием более масштабного проекта фестиваля-конкурса имени Надежды Андреевны Обуховой, который был проведен в конце августа 2011 года, то есть в этот же юбилейный год.
Фестивали посвящены возрождению академического пения. Это классическая музыка, классические романсы. На фоне всей поп-музыки, проведения различных шоу, требования к вокальному исполнительству настолько снизились, что такая потребность просто необходима. В фестивале-конкурсе поют певцы академической школы, с консерваторским образованием. Из Харькова, Киева… Так параллельно эти фестивали и идут: детский фестиваль мы проводим в марте, а взрослый – в августе.
– Говорят, Надежда Андреевна очень любила Феодосию?
– Она здесь провела много лет, приезжала каждое лето, проводила здесь свой творческий отдых на улице, которая теперь носит ее имя, в доме-усадьбе… Там был домик маленький, флигелек, который она занимала, с тремя окошечками.
Начиная с 2003 года, а в этом году будет уже десять лет, мы начали проводить музыкальные гостиные в этой усадьбе, летом в августе.
– Недавно видел фотографию в книге «Страна Коктебель» Евгения Жаркова, на которой запечатлены Надежда Обухова и семейство Павловых, крупных
землевладельцев Коктебеля, на пляже с видом на горы. Страна голубых вершин также была хорошо знакома певице?
– Да, она часто бывала в Коктебеле, в Старом Крыму, в окрестностях. Специально нанимала здесь машину на время своего отдыха.
– Если не ошибаюсь, есть даже отдельные книги, посвященные пребыванию певицы в Феодосии?
– Совершенно верно. Эдуард Абрамов написал уже две книги. Вторая из них была выпущена к 125-летию Надежды Андреевны и охватывает еще больший период ее жизни. Там приведено много высказываний наших великих музыкантов, певцов о ее творчестве. Книга еще не нашла своего широкого читателя, потому что была выпущена небольшими тиражами.
– Ефим Борисович, расскажите подробней об участниках августовского конкурса. Там ведь не только Киев и Москва представили своих вокалистов.
– На первом фестивале в 2011 году гран-при получила певица из Большого театра Ольга Филатова. Успешно выступил Чень Бо, уроженец Китая, который практически уже закончил консерваторию в Харькове.
– Первый фестиваль Вы объявили открытым конкурсом. Второй стал уже международным. То есть исполнители, услышав о конкурсе, потянулись к Вам?
– Он появился просто как открытый фестиваль-конкурс. Мы не могли еще назвать его международным, но когда мы его закончили, то по результатам получилось, что у нас принимали участие Украина, Россия, Китай. На оргкомитете мы решили, что следующий фестиваль будет международным. Сейчас разработано новое положение, добавлено много вокальных ансамблей, дуэтов. Мы работаем над сайтом фестиваля.
– Первые заявки на третий фестиваль есть?
– Пока заявок нет. Пока идет только электронная рассылка по участникам прошлых лет.
Крым, к сожалению, слабо участвует в фестивале. Я помню, были гости из Запорожья, Харькова, Днепропетровска, а вот из Крыма, на мой взгляд, было ничтожно мало конкурсантов. Из Симферополя у нас был певец. Из Севастополя была певица с очень хорошими данными, хорошим голосом, хорошей школой. Но этого мало. Из Партенита была певица. Это пока все. Керчь абсолютно не задействована. Наши крымчане могли бы принять более активное участие. Региональный фестиваль конкурсом не является. Мы не преследовали цель, чтобы отбирать кого-то, какие-то места определять. Просто участвуют дети, которые учатся в нашем регионе в музыкальных школах на вокальных отделениях. Мы принимаем преподавателей, администрацию этих школ. Из Феодосии, Приморского, Коктебеля, Щебетовки, Золотого Поля, Кировского. Судак может к нам смело приехать. Мы всех принимаем.
– Ефим Борисович, а не хотели бы Вы расширить международный конкурс, хотя бы выходом на новые сценические площадки?
– Один из гала-концертов, в котором принимают участие много исполнителей, мы бы могли так и проводить на сцене Дома офицеров. Второй гала-концерт, который мы проводим в гостиной Обуховой, можно было бы перенести в картинную галерею, поскольку Надежда Обухова когда-то пела в галерее Айвазовского.